Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфийская этика с психологической точки зрения  (Прочитано 15872 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Wladimir

  • Германия
  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 26
  • Reputation Power: 0
  • Wladimir has no influence.
    • Просмотр профиля
Я это и имел в виду, психология как раз тем и занемается.
Но суфизм по моему мнению, даёт возможность не толко узнать как устроен человек и по какому принцыпу он работает, но и ещё даёт возможность управлять им, и тем самым выводит человека из под влияния окружающей среды и делает его свободным. Это можно назвать поразному, но есть такое выражение как Дух который стоит над всем и видет всю суету существования.
Это моё личное мнение, к которому я пришол на этом пути. Надейюсь что оно не совсем  неправелное.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Я думаю психология всётаки занимается механизмом которий управляет человеком,  когда суфизм занимается контролем механизмов.    

Психология по определению занимается изучением психики: в первую очередь, поиском ответов на вопросы, почему человек поступает тем или определенным образом, реагирует тем или иным образом и т. п.

А "контроль механизмов" - это что имеется в виду? Самоконтроль, или манипуляции сознанием, или управление  психикой, или что-то другое? И почему Вы считаете, что суфизм именно этим занимается?
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Wladimir

  • Германия
  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 26
  • Reputation Power: 0
  • Wladimir has no influence.
    • Просмотр профиля
Мне кажется для того чтобы понять зачем Мастер касался етой темы, нужно сначала узнать кто такой суфий и какуйю роль он занемает в етом мире. И может быть тогда выеснится что суфий и в правду не должен и может быть не имеет права проевлять искррене это качество, что бы не навредить окружающему миру и не лишить людей веры в дабро.

А Простому человеку который находится под влиянием окружающего мира, не проевлять качества относящиеся к гневу, которие доминируют в этом мире, может быть и вредно, тоже зависит от внутренней силы человека.

Я думаю психология всётаки занимается механизмом которий управляет человеком,  когда суфизм занимается контролем механизмов. 
 

eniya

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 3
  • Reputation Power: 0
  • eniya has no influence.
    • Просмотр профиля
Вязать узор не сложно, но не каждому дано сделать его живым.

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Другу Эн., уехавшему в западные провинции

Ветку бузины баюкает ветер.
Сразу вспомнился дядя,
из Киева.

eniya

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 3
  • Reputation Power: 0
  • eniya has no influence.
    • Просмотр профиля
Изящество и наполненность не для умников  :wink:

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Цитата: "психоаналитик"
Прежде всего хочу поблагодарить всех откликнувшихся на эту тему, особенно муму с его замечательными стихами =)

Тем не менее, тема для меня важная, т.к. по ней я пишу работу, и мне бы хотелось разобраться с ней глубже. В работе я провожу параллель между гештальт-терапией и суфийской практикой.

Довольно сложную тему вы взяли. Посему хочется посильно помочь.
Сдесь важно понять, до какого пункта идет "параллель", а с какого начинается "перпендикуляр" в дополнительное измерение. Если использовать одно из определений гештальт-терапии,что это "исцеление невротических проявлений посредством завершения старых гештальтов", то тогда определением суфизма скорее будет "создание условий для проявления человеческой способности порождать новые гештальты". Это утрированный образ, речь конечно идет скорее о различиях в акцентах и методах. Я бы порекомендовал развивать и копать вашу тему примерно в таком разрезе. Он достаточно плодотворен в плане возможностей теоретического обобщения с использованием именно системы понятий гештальта, чтобы застраховать от срывов.

...

Цитата: "психоаналитик"
Я не вижу здесь логики. Если предположить, что у человека имеется некое внутреннее состояние умиротворения (т.е. это достигший суфий), то как он может НЕ следовать этой норме? Ведь это для него естественное состояние. Зачем тогда вообще об этом писать?

Здесь можно вспомнить одну из ситуаций на семинаре у Перлза. Когда студенты на перерыве увидели ведущего с сигаретой, дымящего как раз под табличкой "ноу смокинг", один из них задал вопрос, что дает тому (Перлзу) право курить? На что тот ответил: - Я нИ имею право курить, нИ не имею право курить. Я просто курю.
Скорее всего, здесь имеет место быть просто неудачный перевод слов Нурбахша. Ибо суфий нИ следует норме, нИ не следует норме. Он просто курит... пардон  8) - пьёт. В отрывке речь идет именно о различении подлинного понимания суфизма и, не буду говорить "ложного", скажу - неполного понимания.
Суфий же может осознанно испытывать умиротворение, находясь "как бы" в гневе. То есть он, как заметили многие в этой ветке, находясь в гневе не впадает при этом в сердитость. Он просто не путает одно с другим.


Цитировать
Специально уточню, что выражение гнева может быть вполне подконтрольным человеку, он может сердиться и контролировать эту эмоцию (как Гурджиев), он может гневаться, избегая "Ты-конструкций", т.е. избегая перехода на личности. И мне кажется, чем совершеннее человек, тем он более человечен, т.е. способен быть открытым и спонтанным, а не играть роль совершенномудрого и непогрешимого. Ибо роль есть роль, от чего в гештальт-терапии мы стремимся избавиться.

На этот счет вспоминается Дж.Энрайт, который приводит в своей книге слова Перлза, поначалу приведшие его в смущение: - Берите на себя полную ответственность за самого себя и начинайте великий танец самоотречения. Как быть с гневом, помня и главное понимая такой "этико-эстетический" призыв. Не бегите от гнева, но отдайте себе всю полноту отчета в осознании, где вы сами в вашем гневе... и ваш ли это гнев... и нами ли на самом деле является то в нас, что кажется нами - нами и нашим...

Цитировать
О социопатических наклонностях характера я не говорю совсем, т.к. это особенность характера, а мы говорим об эмоциях, характерных для любого характера. В гештальт-терапии мы учим клиента выражать свои эмоции прямо, открыто и экологично, без вреда для собеседника. Та же цель и в транзактном анализе, и вообще об этом вся гуманистическая психология.

Перефразируя вас, можно сказать в суфизме "клиента" учат НЕ выражать свои эмоции  - прямо, открыто и экологично, не только БЕЗ вреда для собеседника, но даже С пользой для него, а также с пользой для тех, кого ситуация данного общения коснется отдаленно и косвенно. Еще можно добавить, что в суфизме не "лечат", а сразу стажируют на "терапевта".... Правда, первым и основным "пациентом" является сам стажер.
Рекомендую обратиться также к понятию первичных и вторичных чувству (напр. можно посмотреть у Гунтхарда Вебера описание различия вторичных и первичных чувст Б.Хеллингером)


Цитировать
Вообще перечисленные в речи Дж.Нурбахша "нормы" сплошь насыщены универсальными квантификаторами "все, всё, ни от кого, всем, всему, никогда, ни на кого". Заданы очень высокие и, на мой взгляд, нереалистичные нормы, и если человек начнет их применять, то неизбежно будет вынужден играть роль, манипулировать собой. Если бы эти качества возникали сами по мере изменения картины мира человека, вопросов бы не было. Но когда с подобными нормами знакомят ученика, его подталкивают к игре. Такое у меня сложилось мнение, но я буду очень признателен, если кто-то разобьет мои взгляды в пух и прах, поскольку на данный момент моя работа на грани срыва =)

Напоследок можно сказать, что не стоит "универсализировать" свойства универсальных квантификаторов. Это в-четвертых. И в-пятых, касательно ролей и манипуляций, заострю внимание на мысли, уже высказанной в ветке другими. Невротик играет роль с целью не допустить разоблачения истины (осуждения внутренних чувств, несоответствия реальности идеалу, противоречия между поведением и нормой) при этом и саму роль он пытается выдать за естество, суфий же, насколько я понимаю, совершенствует человеческую способность играть роль, чтобы выявить подлинного актера. И делает это не для сокрытия, а с целью разоблачения реальности.

И зачем же заявлять свои взгляды на "разбитие в пух и прах"? Если под срывом в работе имеется в виду ненаписание печатной работы, то я бы встал на сторону взглядов. Взгляды - это инструменты нашего движения, если они затупились, то от работы, их нужно заточить заново. Если же речь идет о личной работе, тем более нужно дорожить взглядами. Коли вы чувствуете, что ваши текущие взгляды выступают в роли барьера в сегодняшнем движении, зачем же их разрушать - ищите дополнительные ракурсы рассмотрения, такие, чтобы оценить результаты прежних усилий вашего разума в свете более широкой (или высокой) перспективы.

Инструменты, оказавшиеся полезными на одном участке пути, могут пригодиться и на другом, если учитывать специфику инструмента и условий его применения. Когда в автомобиле заканчивается бензин, будет несколько поспешным бросать его в пропасть, может найдутся силы дотолкать его до ближайшей заправочной станции.
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #69 : 24 дХТаРЫп 2007, 13:31:53 »
Цитировать
Итак,...меня захватила эмоция-дикая злоба в отношении "лепящего горбатого" начальника,который откровенно пытается меня завести.Вопрос.Как эту ситуацию максимально использовать дервишу,как обучающую.Вед в такой момент,трудно "рассуждать,изучать" свою эмоцию.Я имею в виду именно момент,когда эта эмоция уже "захватила" меня))


Привет rimlyanin

Ничего страшного, как захватила так и отпустит. Наблюдай. Дыши, делай глыбокий вдох и выдохи. А самое главное тут же вспомни, что важнее - завестись с ним и спуститься на его уровень, или уравновешенное состояние твоей души  
А если это твой начальник, то с таким начальничком рано или поздно придется расстаться, если уж он поставил свеой целью достать тебя, то обязательно достанет.


С другой стороны, может быть и такая ситуация - твой босс заинтересован в твоем личном успехе и пытается завести тебя на дело, ну там пошире раскрыть твои таланты? ) А тебе не хочется меняться, тебя и так устраивает и ты воспринимаешь как агрессию ...вот тебе и эмоции . Так что может быть есть смысл разобраться в ситуации в свободное время, а потом уже ее использовать "как обучающую" )

Удачи :)

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #68 : 22 дХТаРЫп 2007, 23:47:13 »
Цитировать
Итак,...меня захватила эмоция-дикая злоба в отношении "лепящего горбатого" начальника,который откровенно пытается меня завести.Вопрос.Как эту ситуацию максимально использовать дервишу,как обучающую.Вед в такой момент,трудно "рассуждать,изучать" свою эмоцию.Я имею в виду именно момент,когда эта эмоция уже "захватила" меня))


Привет rimlyanin

Ничего страшного, как захватила так и отпустит. Наблюдай. Дыши, делай глыбокий вдох и выдохи. А самое главное тут же вспомни, что важнее - завестись с ним и спуститься на его уровень, или уравновешенное состояние твоей души :)
А если это твой начальник, то с таким начальничком рано или поздно придется расстаться, если уж он поставил свеой целью достать тебя, то обязательно достанет.


Кстати, есть неплохой фильм комедия с Джеком Никольсоном по теме называется "Anger Management", не знаю как его на русский переводили. Там что то есть :)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Цитата: "rimlyanin"
Итак,...меня захватила эмоция-дикая злоба ... Я имею в виду именно момент,когда эта эмоция уже "захватила" меня))


Когда захватила, как правило, уже поздно.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

filin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 508
  • Reputation Power: 0
  • filin has no influence.
    • Просмотр профиля
Суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #66 : 22 дХТаРЫп 2007, 11:30:22 »
Цитата: "rimlyanin"
Итак,...меня захватила эмоция-дикая злоба в отношении "лепящего горбатого" начальника,который откровенно пытается меня завести.Вопрос.Как эту ситуацию максимально использовать дервишу,как обучающую.Вед в такой момент,трудно "рассуждать,изучать" свою эмоцию.Я имею в виду именно момент,когда эта эмоция уже "захватила" меня))

Вопрос довольно интересный..по себе знаю, когда процесс пошел на пик, то анализировать очень!!! трудно...Лично меня выручает наверное врожденное качество: я резко торможу и замолкаю, но есть люди - мгновенно начинают орать.

rimlyanin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 871
  • Reputation Power: 22
  • rimlyanin barely matters.rimlyanin barely matters.
    • Просмотр профиля
суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #65 : 22 дХТаРЫп 2007, 11:20:06 »
Итак,...меня захватила эмоция-дикая злоба в отношении "лепящего горбатого" начальника,который откровенно пытается меня завести.Вопрос.Как эту ситуацию максимально использовать дервишу,как обучающую.Вед в такой момент,трудно "рассуждать,изучать" свою эмоцию.Я имею в виду именно момент,когда эта эмоция уже "захватила" меня))

eniya

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 3
  • Reputation Power: 0
  • eniya has no influence.
    • Просмотр профиля
Суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #64 : 07 дХТаРЫп 2007, 05:01:32 »
Не кажется ли Вам, господа, что вы просто "футболите" словами?
Хотя...впрочем, у психоаналитиков работа такая.
Играете, значит?
А во что? И что на кону?

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #63 : 07 дХТаРЫп 2007, 04:39:45 »
психоаналитик

Цитировать
Что ж, уважаемый pilgrim уже поставил в этой беседе красивую точку, поэтому не думаю, что есть смысл сейчас ее возобновлять.


Уважаемый Психоаналитик!

Спасибо, но эту точку очень легко превратить в красивую запятую ,  и продолжить...  :)

Я уверен, что среди участников есть те, кто знаком с основами психотерапии.
Кстати было время работал в гешталт группе и даже под руководством ближайших учеников Перлза, и с другими методами знаком так что кое какой опыт имеется. Другое дело, что акцент сейчас на другом.

Так что не оставляйте нас надолго, хорошо? :)

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Суфийская этика с психологической точки зрения
« Ответ #62 : 06 дХТаРЫп 2007, 20:25:41 »
Цитата: "Вохра"
ну, конечно, лучший способ защиты - нападение. похоже, что включился механизм псих. защиты, дорогой психоаналитик.


Если есть желание, можем попробовать его совместно выключить. Я намекаю на продолжение дискуссии :) Только хочу предупредить, что я не имею возможности частого выхода в Интернет.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100