Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Cтруктура сознания  (Прочитано 5610 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Словом ми'радж (буквально означает "лестница") описывают странствие Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо. По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет "обладатель лестниц" или "обладатель ступеней" (К.70:3).

Подобный образ встречается и в Библии - это лестница пророка Иакова (Бытие 28,12), по которой ангелы поднимаются на небеса.

Зикр, как и самовспоминание, может быть быть понят через метафору восхождения по ступеням лестницы.

Человек в обычном состоянии пребывает в основании лестницы, он отождествлен с тварным миром, и сам является предметом среди других предметов.

Более высокие ступени лестницы это более высокие степени сознания. Происходит восхождение в "ангельский мир", где Реальность более проявлена. Вспоминая себя (или Себя - то есть Реальное в себе), человек начинает ощущать единство. Разрозненные объекты объединяются в осмысленные категории. Мир и все в нем наполняется более высоким смыслом, проблемы разрешаются, человек перестает ощущать себя как отделенное от Природы испуганное существо. Все это переживается как особая и интенсивная эмоция, как постижение Бога.

П.Д. Успенский в "В поисках чудесного" пишет, что ощущения, сходные с теми, которые возникают при самовспоминании, "возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей <...> первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя..." .

Истинно так. Сознание, встречаясь в первый раз с незнакомым предметом, проделывает "мини-мирадж". Оно пытается воспарить от конкретного объекта ввысь, устанавливая связь между конкретным и всеобщим. Попросту говоря, ум пытается понять смысл явления. А смыслы не принадлежат тварному миру, они расположены на более высоких ступенях лестницы бытия. Ребенок в раннем детстве воспаряет в небо почти все время, поскольку для него нет ничего знакомого, он узнает мир заново. Отсюда и возникает "странно знакомый привкус" у тех, кто практикует самовспоминание в зрелые годы.

Знакомые предметы уже встроены в некую систему, мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется.

Сознательное усилие в зикре или самовспоминании это попытка совершать восхождение по лестнице Иакова, или мирадж, в любой ситуации и в любое время.

* * *

Также на эту тему:


"Зикр и самовспоминание":
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=81&t=81

"Зикр, самовоспоминание и отречение от себя"
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=64&t=64


* * *

Ощущение "Я здесь", интенсивного присутствия в самовоспоминании.

Для зикра и для самовспоминания характерно интенсивное "присутствие", ощущение "вот я", здесь и теперь. Откуда оно берется?

Первое объяснение. М.К. Мамардашвили высказал мысль, что "сознание есть акт осознания...".* Пробужденность и более высокие уровни сознания связаны с активностью осознавания.

Когда сознание, изучая объект, не замыкается лишь на его материальном плане, не отождествляется с ним, но проводит от него "линию" в область смыслов, возникает ощущение присутствия. По словам того же Мамардашвили, "сознание есть возможность большего сознания".* Когда эта возможность реализуется и происходит расширение сознания по вертикали, оно почти неизбежно сопровождается переживанием "Я здесь". Более высокие слои психики получают возможность увидеть и осознать более низкие.

Второе объяснение. В самовоспоминании происходит переосмысление обыденного. Как я писал выше, "знакомые предметы уже встроены в некую систему, мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется".

Практикуя зикр, активизируя поиск смыслов, мы присутствуем при формировании и преображении нашего Я. Поскольку обычно Я скрыто в подсознании, ощущение интенсивного присутствия посещает нас редко.

Зикр и самовоспоминание это как бы второе рождение Я. Рождение, которое позволяет пересоздать себя и свой мир по-новому. Осознанность возможна только как такой творческий процесс постоянного возрождения.

В эзотерической традиции существует представление, что мир каждое мгновение создается заново. В Коране сказано: "каждый день Он за делом" (55:29). Практикуя зикр или самовспоминание, каждый день творя свой мир заново, мы делаем шаг по направлению к Реальности.


-------------------------
* http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=2001010800421966
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Траснформация объектов сознания
« Ответ #2 : 04 °ТУгбв 2002, 22:33:24 »
Итак, слово, или понятие, это посланник Единобытия в нашем мире. В Коране сказано: "слово - оно, как дерево доброе: корень его тверд, а ветви в небесах..." (К.14:24)

Более высокий уровень сознания позволяет увидеть в объекте вертикальное измерение. В самом низу - твердые корни, объект имеет ясно очерченные границы. Он есть то, что он есть. А = А. Это мир косной материи.

Свобода от необходимости и ограничений материального мира появляется по мере восхождения: объект обретает смысл, а смысл - подвижен, он подвергается изменению. Корень врос в материальное, а ветви гибки, листва смыслов находится в постоянном движении.

* * *

Иллюстрацией этого положения может служить развитие физики. Еще в 19-ом веке мир представлялся собранием объектов, каждый из которых самостоятелен, отделен от других и обладает четко описываемыми свойствами.

Но в новой физике 20-го века мы видим совершенно другую картину, в которой прежнее видение мира является лишь частным случаем. Теперь Природа уже предстает не просто как коллекция раздельных объектов, но как нечто цельное.

Хотя объектом физического исследования остался тот же материальный мир, но теперь ученые проникают глубже в основы материи, что требует большего абстрагирования.

Более высокое абстрагирование от материального дает новое для физики, но вполне традиционное для эзотерических духовных учений видение мира.

Ф. Капра в книге "Дао физики" пишет: "Так, квантовая теория свидетельствует о принципиальном единстве Вселенной. Она показывает, что нельзя разложить мир на независящие друг от друга мельчайшие составляющие. <...> Углубляясь в толщу материи, мы обнаруживаем, что она состоит из частиц, которые, тем не менее,
не похожи на "строительные кирпичики" в понимании Демокрита и
Ньютона. Это просто идеальные модели, удобные с практической
точки зрения, но лишенные фундаментального знания. По словам
Нильса Бора, "изолированные материальные частицы -- это
абстракции, свойства которых могут быть определены и
зафиксированы только при их взаимодействии с другими системами"

http://lib.ru/KAPRA/daofiz.txt

Капра считает, что видение мира в современной физике соответствует буддийскому или даосскому. Наука здесь не выступает антиподом духовной традиции. Когда наука "копает" достаточно глубоко, она открывает истины, которые являются частью духовной культуры.

Можно, конечно, возразить, что ученый оперирует в основном интеллектом (в отличие от адепта духовной школы, постигающего Реальность бытийно) - так о каких же более высоких уровнях сознания здесь идет речь?

Дело в том, что принцип единобытия не позволяет нам исключить что-либо (даже интеллект) из картины целостности. Интеллект, как бы он ни был ограничен, является частью метода, который позволяет познать Реальность.
С точки зрения предлагаемой модели сознания высшие формы интеллекта соответствуют более высоким уровням сознания, хотя сознание, конечно же, не сводится к интеллекту.

Настоящий ученый, кстати, познает Природу не только интеллектом, но и бытием. Точно так же хороший поэт создает стихи всем своим существом, а не только при помощи словаря рифм :).

Интеллектуальное постижение, особенно в его высших формах, всегда было частью духовной традиции. Вряд ли можно сомневаться в том, что Будда, Лао Цзы или Иисус обладали незаурядным умом.

* * *

Таким образом, по мере восхождения к более высоким уровням сознания происходит следующее:

Во-первых, предметы теряют свою определенность, окончательность и завершенность. Почему? Потому что начинает проявляться единство, и стираются границы объекта, отделяющие его от остального мира.

Во-вторых, грань между наблюдателем и наблюдаемым становится менее четкой. Причина та же.

В-третьих, как следствие, на более высоких уровнях сознания возникает свобода. Можно назвать ее свободой творчества. Из "гибких" объектов можно создавать почти все, что угодно.

Важное замечание: более высокий уровень сознания не отменяет более низкий. Высокое включает в себя низкое, вытягиваясь в вертикальное измерение Единобытия.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Cтруктура сознания
« Ответ #1 : 04 °ТУгбв 2002, 22:26:34 »
Вопрос о том, что такое сознание - один из ключевых для духовной культуры. В эзотерической литературе уровень осознанности и уровень духовного развития часто понимаются как нечто тождественное. Мистик стремится к достижению "более высоких уровней сознания". "Помнить себя", быть "пробужденным", значит находиться в сознательном состоянии, которое противопоставляется бессознательному "сну" обычного человека.

В науке попытки определить, что такое сознание, сталкиваются с серьезными (а по мнению ряда исследователей - непреодолимыми) сложностями. Сознание ускользает от научного анализа, не желает превращаться в объект исследования, представая как нечто бескачественное, не связанное ни с пространственно-временными, ни с причинно-следственными отношениями.

Итог научных изысканий в этой области подводит один современный философ: "я хотел бы сделать радикальное предположение: сознание не существует. Различные виды опыта, разумеется, существуют, но как только мы перечислим все виды опыта, которые имеет человек, то слово "сознание" уже не будет схватывать абсолютно ничего. Сознание есть ничто помимо опыта."

http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_08/1999_8_09.htm

* * *

1.Этимологически и смыслово понятие "сознание" связано с знанием. Осознавать значит знать, быть осведомленным о чем-либо.

2. Знание начинается с сенсорной информации. Органы чувств поставляют данные о внешнем мире. Это, однако, "сырая" информация, которая нуждается в обработке и анализе.

3. Знание всегда есть различение и соотнесение с общей категорией. Даже простейший биологический организм совершает такое соотнесение, решая, что съедобно (одна категория), а что - нет (другая категория). "Сырая" информация, поступающая через органы восприятия, становится знанием, когда соотносится с некими категориями, то есть понятиями или идеями.

4. Таким образом, знание это соотнесение частного с общим. Для такого соотнесения необходимо абстрагирование от конкретного объекта. Знание это обнаружение общего в частном, переход от множественности к относительному единству. Если мы знаем, что любая разновидность яблок съедобна, то достаточно соотнести конкретный плод с категорией "яблоко", чтобы установить его съедобность. В данном конкретном плоде мы обнаруживаем всеобщее, его принадлежность к категории яблок. В знании всегда присутствует всеобщность, или единство.

5. Выше приводилась радикальное утверждение, что "сознание не существует". Я хочу предложить не менее радикальную, хотя и в значительной степени традиционную концепцию, что не существует ничего, кроме сознания. В своем предельном состоянии знание (и сознание) есть чистое и неразличимое единство. А ведь единство, единобытие по определению включает в себя все, поэтому ничего другого и быть не может.

6. Если попытаться создать модель индивидуального сознания, то его можно представить себе в виде пирамиды. В основании пирамиды - восприятие мира с помощью органов чувств.

Более высокий уровень - различение, использование простейших категорий.

Поднимаясь выше по вертикальному измерению пирамиды, которое при ближайшем рассмотрении оказывается "измерением единобытия", мы попадаем в мир понятий, слов. Слово это представитель единобытия в нашем мире, "Слово было у Бога" (Иоан.1:1). Оно позволяет объединить материальные объекты мира множественности и таким образом понять их. Этот уровень можно сопоставить с платоновским миром идей.

На самой вершине - абсолютное и неразличимое единство, о котором мы ничего толком сказать не можем. Вершина недостижима и постигается только косвенно, методом экстраполяции: поднимаясь вверх в вертикальном измерении пирамиды и замечая происходящие изменения, мы можем гадать о том, что будет дальше.


7. Предлагаемая модель сознания проста и может даже показаться тривиальной. Тем не менее, с ее помощью можно успешно объяснить достаточно загадочные явления психической жизни и, возможно, некоторые особенности нашей картины физического мира.

Пример. Исследователи, пытавшиеся понять, что такое сознание, попадали в тупик, когда задавались вопросом "кто или что осознает?". Я осознаю, что нахожусь в комнате. Я вижу стены и потолок. Но кто их, собственно, видит, что это за "карлик" внутри нас, который наблюдает комнату? И если есть "карлик", почему мы его не видим и ничего о нем не знаем?

Из пирамидальной модели сознания видно, что осознают всегда более высокие слои психики то, что происходит в более низких. При этом сами они остаются "в тени", о них мы ничего сказать не можем. Для того, чтобы осознать их, необходимо подняться еще выше. Осознает не карлик, а гигант.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100